Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег: Правила обучения относящиеся к ученику, к субъекту
Обучай природосообразно.
Руководствуйся при обучении естесственными ступенями развития подрастающего человека.
Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно.
Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.
Обучай наглядно.
Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
Веди обучение не научным, а элементарным способом.
Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.
Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.
Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.
Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.
Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.