Ян Амос Коменский: 16 правил искусства развивать нравственность
Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
Прежде всего основные, или, как их называют "кардинальные" добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьезным или занимательным делом.
Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.
Развитие добродетеей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное.
Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченых людей, чтобы они не заразились от них.
И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.